Вчера завершился сбор уведомлений от кандидатов на роль в тендере по выбору новейшего телеизмерителя, который организует Индустриальный комитет по телеизмерениям (ИКТ). Глава комитета Александр Костюк сказал «Ъ», что уведомления прислали восемь компаний. «Это несколько больше, чем мы ожидали», - признается он. В их числе работающий российский телеизмеритель TNS Russia (заходит в Kantar Media, принадлежащую английской WPP), южноамериканский Nielsen, германская GfK, российская Synovate Comcon (заходит во французскую Ipsos), холдинг «Ромир», ВЦИОМ, петербургские «Автоматические радиоэлектронные системы» (ARES), также болгарская GAGB (ранее работала под брендом GfK Audience Research Bulgaria). Как уже докладывал «Ъ», по условиям тендера компании, приславшие уведомления, сейчас имеют право до 1 октября подать заявки с обеспечением в 10 млн руб. Итоги будут подведены в ноябре.
ИКТ был учрежден специально для выбора новейшего телеизмерителя в ноябре прошедшего года «Первым каналом», ВГТРК и «Газпром-медиа», позже к комитету присоединились «СТС Медиа» и «Национальная Медиа Группа». На базе измерений продается телереклама, размер которой на эфирных каналах, по данным Ассоциации коммуникационных агентств России, достиг по итогам 2013 года 152,2 миллиардов руб. без НДС. Больше 10 лет рейтинги измеряет TNS Russia при помощи пиплметров, которые на данный момент фиксируют телесмотрение в 5022 домохозяйствах в городках с популяцией от 100 тыс. человек.
Новенькая система по измерению телеаудитории обязана включать возможность измерения «на любом типе экрана», подборка обязана репрезентировать все население страны старше 4 лет в городках с популяцией от 12 тыс. человек. Размер государственной панели должен составить 9 тыс. домохозяйств. С 2017 года начнется поставка данных в рамках контракта с победителем на 10 лет, наибольшая стоимость договора - 1,225 миллиардов руб. в год без НДС. Оплачивать сервисы новейшего поставщика на сто процентов будет сам ИКТ. «От выбора телеизмерителя зависит, как мы будем платить, надеемся, он не окажется черной лошадкой», - отметила вчера представитель Unilever Ира Бахтина.
В TNS подтвердили подачу уведомления. Представители Nielsen, GfK, Synovate Comcon и GARB не ответили на вопросцы «Ъ». Гендиректор ARES, до этого времени фактически неизвестной на рынке в качестве телеизмерителя, Николай Михайлов сказал «Ъ», что компания занимается разработкой программного обеспечения для операторов цифрового ТВ, также собирает данные о смотрении телеканалов, на основании которых операторы сформировывают пакеты. В измерительной панели ARES 30 тыс. семей, компания работает с 70 операторами платного ТВ, выручка за прошедший год составила 5 млн руб.
1-ый заместитель гендиректора ВЦИОМа Константин Абрамов считает, что характеристики конкурсной документации не учитывают мировые тенденции в телесмотрении. «Основной упор изготовлен на обычное измерение через пиплметры. Иная опасность - контракт сроком на 10 лет, в течение которых будут появляться новейшие технологии снятия и обработки информации», - показывает он. В панели ВЦИОМа 1,2 тыс. респондентов в Москве, где центр поставляет телеизмерения по заказу мэрии, скоро планируется запустить панель на 1 тыс. в Тюменской области. В «Ромире» также критикуют условия конкурса. Президент холдинга Андрей Милехин именует их «абсурдными». «Дается полная преференция иностранным агентствам, лоббируется устаревшая разработка, поддерживается монополия, да еще на 10 лет. Такового нет ни в какой цивилизованной стране», - удивляется он. В панели «Ромира» на данный момент 3,6 тыс. домохозяйств, либо 10 тыс. потребителей.
Анна Афанасьева