Фарнборо теряет российский упор

Сейчас на аэродроме близ Фарнборо в английском графстве Гемпшир в 41-й раз раскрывается один из более популярных интернациональных авиасалонов - Farnborough International Airshow, который продлится до конца недельки. В выставке воспримут роль 1,5 тыс. компаний, самым масштабным будет роль Англии - 339 компаний - и США - 294 компании. Организаторы предсказывают, что общественная сумма контрактов, подписанных на Фарнборо-2014, будет не меньше, чем в 2012 году, когда на английском авиасалоне были заключены соглашения на поставку наиболее 750 единиц авиатехники на общую сумму около $72 миллиардов. Вообщем, по этому показателю Фарнборо существенно уступает собственному основному сопернику авиасалону в Ле-Бурже. Так, в 2013 году общественная сумма контрактов, подписанных на парижском авиасалоне, превысила $180 миллиардов.

Россию на авиасалоне представят 74 организации, 16 из которых покажут продукцию военного назначения (в 2012 году было 55 компаний, 19 представляли военную продукцию). Посреди главных участников - Объединенная авиастроительная компания, «Ростех», «Рособоронэкспорт», лизинговая «Ильюшин Финанс Ко», Роскосмос, ОАО «Компания 'Сухой'», «ВСМПО-Ависма». По словам 1-го из собеседников "Ъ", роль в Фарнборо является самым дорогостоящим авиационным мероприятием. Стоимость аренды 1-го щита площадью от 9 до 15 кв. м варьируется от £3,8 тыс. до £7 тыс. (230-430 тыс. руб.) за недельку. Отдельное шале обойдется приблизительно в £30-100 тыс. (18-56 млн руб.).

Но, как и ожидалось, уровень консульства российских компаний и ведомств в Фарнборо из-за событий на Украине и приостановки рядом государств военного сотрудничества с Россией будет умеренным. По данным "Ъ", российскую делегацию на авиасалоне будут представлять 2-ые лица и заместители. Так, делегацию Минпромторга возглавит заместитель главы ведомства Юрий Слюсарь, «Ростеха» - 1-ый заместитель гендиректора госкорпорации Владимир Артяков. Не считая того, появились препядствия с получением английских виз. Как сказал со ссылкой на пресс-секретаря посольства России в Лондоне Алексея Добринского, большая часть представителей российской делегации не смогли получить визы. Идет речь о руководителях компаний, которые должны были принять роль в ряде подписаний.

«Подписаний особо больших контрактов c ролью российских компаний во время авиасалона не предвидится»,- заявил "Ъ" один из участников Фарнборо. Это подтверждают и в больших российских компаниях. ИФК, вероятнее всего, расширит размер жестких заказов на самолет SSJ-100 LR (выпускается ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» -ГСС). Компания также собирается вести на Фарнборо-2014 активную работу по всей собственной продуктовой линейке самолетов - Ан-148/Ан-158, SSJ-100, Bombardier C-Series, МС-21. В ИФК убеждают, что «санкции пока не отразились на содействии ИФК с забугорными партнерами, в том числе с украинским 'Антоновым' и канадской Bombardier, встречи пройдут в запланированном объеме». Другие российские участники важных контрактов не анонсируют и в основном ограничатся представлением собственной продукции. Так, ГСС собирается говорить о результатах эксплуатации SSJ-100 в мексиканской авиакомпании Interjet, ОАО «Авиационное оборудование» (заходит в «Ростех») подпишет два соглашения с забугорными партнерами.

В «Рособоронэкспорте» ждут «повышенного интереса» к отечественной военной авиатехнике: сверхманевренному многоцелевому истребителю Су-35, функциональному фронтовому истребителю МиГ-29М/М2, учебно-боевому Як-130, военно-транспортному Ил-76МД-90А, боевым вертолетам. Но удовлетворить этот энтузиазм будет трудно: российская сторона военную технику в Фарнборо не покажет. На авиасалоне не выступят и российские пилотажные группы «Русские витязи» на Су-27 и «Стрижи» на МиГ-29. Но ежели в 2012 году «Русские витязи» пропустили авиасалон из-за сложностей в получении английских виз, то в сегодняшнем году, по словам 1-го из представителей управления Фарнборо, вероятной предпосылкой стала «политическая напряженность меж Россией и Украиной». Центральная часть летной экспозиции будет посвящена 100-летию авиации и началу Первой мировой войны, на которой представят самолеты начала и середины ХХ века.

В програмке Фарнборо-2014 специалисты особо отмечают дебютный для авиасалона полет А350 XWB (1-ый новейший самолет Airbus опосля наибольшего в мире двухпалубного A380, выпущенного в 2005 году). Ответом южноамериканского Boeing станет демо полет Boeing 787-9 Dreamliner - удлиненная модификация широкофюзеляжного самолета. Вероятной громкой военной премьерой станет демонстрация южноамериканского истребителя 5-ого поколения компании Lockheed Martin F-35. Но на Фарнборо-2014 не состоится издавна ожидаемая премьера узкофюзеляжного самолета CSeries канадской Bombardier. В мае летные тесты этого самолета были прерваны опосля повреждения макета из-за неисправности установленного на нем мотора Pratt & Whitney. Bombardier рассчитывает вывести самолет в эксплуатацию во 2-ой половине 2015 года. Основная борьба за многомиллиардные гражданские заказы обычно развернется меж Boeing и Airbus. Европейский производитель, может быть, объявит о запуске программы ремоторизации самолетов семейства A330 версии neo. Посреди возможных заказчиков именуются Air Asia и Delta Airlines.

Елизавета Кузнецова