'Роснефть' подвинет арктические льды

«Роснефть» планирует сделать комплексную систему управления ледовой обстановкой в Арктике, где компания собирается добывать нефть. Это нужно для обеспечения промышленной и экологической сохранности геологоразведки на шельфе северных морей. О этом на круглом столе «Научное освоение Арктики» заявил член совета директоров «Роснефти» Артур Чилингаров, отвечающий в компании за арктические проекты.

По словам Чилингарова, вместе с партнерами из ExxonMobil «Роснефть» на данный момент разрабатывает надлежащие технологии обеспечения сохранности проведения буровых работ в Карском море, которые намечены на август 2014 года. Для этих целей зафрахтована и уже движется в сторону российских берегов буровая платформа West Alpha. Он добавил, что «Роснефть» активно финансирует научные и экологические проекты вокруг Арктики, в том числе не исключил возрождения к жизни ранее предложенного им проекта по транспортировке айсбергов в места с недочетом питьевой воды. Еще в 2010 году Чилингаров предлагал организовать перевозку айсбергов из Арктики в страны Европы и Азии, где есть нехватка питьевой воды.

Как объяснил Артур Чилингаров «Известиям», он надеется, что политика (в том числе объявленные не так давно отраслевые санкции. - «Известия») не помешает научно-техническому сотрудничеству Exxon и «Роснефти» в Арктике. Но при всем этом убежден, что у России довольно способностей, чтоб без помощи других совладать с основными шагами освоения шельфа северных морей благодаря наличию массивного атомного ледокольного флота и технологий транспортировки айсбергов.

Заместитель директора департамента экологической сохранности и технологий «Роснефти» Олег Сочнев пожаловался, что осваивать Арктику сейчас труднее, чем космос.

- Из-за скопления айсбергов трудно пройти к месту геологоразведки и отлично пробурить скважину. Отсутствие опыта активного действия на лед делает самые большие опасности исходя из убеждений промышленной и экологической сохранности добычи нефти и газа. Есть также и опасности денежных утрат в итоге простоя оборудования: ведь в случае вероятной трагедии его ремонт возможен лишь в маленький безледовый период. Потому чрезвычайно принципиально в наиблежайшей перспективе проверить действие льдов на морские нефтегазовые сооружения, также очень предугадать любые вероятные экологические опасности, даже невзирая на то, что это может привести к удорожанию стоимости буровых работ, - произнес он, выступая на круглом столе «Научное освоение Арктики».

Бурение одной поисково-разведочной скважины в Карском море, где безледовый период составляет 45 дней, происходит в два сезона и оценивается в $1 миллиардов.

Как объяснил «Известиям» Александр Данилов, заместитель директора Арктического и антарктического НИИ Росгидромета (ААНИИР), ледовые образования, дрейфующие на шельфе арктических морей, представляют опасность для разведочных и добычных сооружений нефтяников.

По его словам, чтоб отследить движения айсбергов и найти их скопления, планируется вести мониторинг из космоса, также при помощи самолетов и беспилотных летательных аппаратов. Лишь на детальные снимки айсбергов из космоса придется издержать в среднем около $120 тыс: по $3-4 тыс за штуку при нужных 2-3 10-ках кадров. По мнению Данилова, чтоб обеспечить расчистку зоны геологоразведки участка в Карском море от ледяных глыб, необходимо нанять несколько судов ледового класса. Аренда лишь 1-го атомного ледокола «Ямал», который сумеет привести их на место работы, обойдется в 4,5 млн рублей в день.

- Судно-буксировщик затягивает на айсберге канат либо сеть и оттаскивает его в сторону. 10 годов назад надлежащие опыты мы проводили на Штокмановском месторождении «Газпрома», отводя в сторону на безопасное от платформы расстояние в 1-2 км айсберги весом до 200 т. Увести таковым образом без дробления можно глыбу льда весом до 900 т. По определенной методике рассчитывается траектория перемещения айсберга, и он транспортируется в ту точку, откуда уже не будет двигаться в сторону платформы и инфраструктуры обеспечения ее работы, - произнес ученый, добавив, что его НИИ участвует в проведении работ по созданию комплексной системы управления ледовой обстановкой в Арктике по заказу «Роснефти».

По словам Олега Сочнева из «Роснефти, в Карском море будет работать три ледокола, цель использования которых - увести айсберги от плавучей буровой платформы West Alpha, не допустив столкновения. Но в перспективе ледяные глыбы из досадной помехи могут перевоплотиться в нужный строительный материал.

- Дискуссируются планы финансирования исследований о природе появления и перемещения айсбергов, о которых на данный момент не достаточно что понятно. Ранее Артур Чилингаров предлагал выстроить из айсбергов ледяной причал в районе одной из работающих в Арктике платформ. Что все-таки касается его идеи транспортировки арктических айсбергов как источника питьевой воды, то это может быть сделать на средства компании при условии, ежели через какое-то время бутылка воды будет стоить дороже, чем бензин. При этом это может стать выгодно уже в последнее время, ведь без нефти, в отличие от воды, население земли прожить может, - высказал мировоззрение замдиректора департамента экологической сохранности и технологий 'Роснефти' Олег Сочнев в беседе с 'Известиями'.