Банки вылетают 'Аэрофлотом'

Клиенты карточной программы «Аэрофлот бонус» банка «Русский стандарт» в пятницу получили от авиакомпании сообщение, что начисление миль прекращено «по не зависящим от 'Аэрофлота' причинам». По словам получившего письмо клиента, в банке ему не смогли разъяснить произошедшее, а в «Аэрофлоте» сказали, что банк не может выполнить свои обязательства и мили будут начислены только по операциям, проведенным до 14 мая.

В воскресенье «Русский стандарт» сказал о прекращении эмиссии кобрендинговых карт Aeroflot American Express и Aeroflot MasterCard: начисление миль по выпущенным картам прекращается, взамен клиентам предложен завышенный cash-back - банк будет возвращать им 3% платежей по карте.

Сначала 2014 г. в програмке «Аэрофлот бонус» участвовали семь банков: Сбербанк, Альфа-банк, Ситибанк, «Русский стандарт», Газпромбанк, «СМП банк» и «Уралсиб». На данный момент в рекламе «Аэрофлота» представлены только 1-ые три.

Первым програмку покинул «Уралсиб»: в апреле он закончил выпускать новейшие карты, старенькые остались на обслуживании до конца срока деяния. Как узнали «Ведомости», скоро покинул програмку Газпромбанк (его представитель не смогла уточнить, когда это вышло: «Недавно, месяц-два назад»).

«Русский стандарт» - наистарейшем участник программы, он начал работать с «Аэрофлотом» в 2002 г. Скоро к програмке присоединился Сбербанк, но «Русский стандарт» не боялся конкуренции с наикрупнейшим банком страны: тот предлагал лишь дебетовые карты, а банк Рустама Тарико был безоговорочным фаворитом по выпуску кредиток. Конкурентнсть начнется, когда на этот рынок выйдет Сбербанк, говорил тогда предправления «Русского стандарта» Дмитрий Левин.

Так и вышло. По данным Frank Research Group, к концу 2011 г. Сбербанк стал наикрупнейшим игроком рынка кредитных карт, а к маю его портфель карточных кредитов достиг 323 миллиардов руб. против 184 миллиардов у «Русского стандарта».

В апреле гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев заявил, что компания хочет уменьшить число участников программы, так как клиенты банков пользуются бонусами, но не летают за средства. «Аэрофлот» начал поменять условия сотрудничества, и для неких банков программа растеряла смысл: они не смогли пораздавать оговоренное количество бонусных миль.

«СМП банк» из программы не выходил, уведомлений о этом от «Аэрофлота» не получал и на данный момент узнает, почему информация о нем исчезла с веб-сайта авиакомпании, говорит начальник управления платежных инструментов Лена Дворовых.

Представители банков, покинувших програмку, убеждают, что этот бизнес был для их незначителен, а оставшиеся оценивают «Аэрофлот бонус» наиболее серьезно. «Для нас это чрезвычайно принципиальный бизнес, у нас выпущено порядка 100 000 карт, и мы рассчитываем, что он будет лишь расти», - говорит член правления Ситибанка Миша Бернер.

Выход из бонусной программы большой авиакомпании не быть может незначимым событием для хоть какого банка: такие программы помогают завлекать новейших клиентов, а выпущенные по ним карты различаются завышенным объемом транзакций, говорит зампред правления Райффайзенбанка Андрей Степаненко. Его банк участвует в аналогичной програмке Miles and More, предлагающей бонусы от авиакомпаний, входящих в Star Alliance (основной участник - Lufthansa). По его словам, Райффайзенбанк разглядывал возможность присоединения к «Аэрофлот бонусу», но не сумел договориться о применимых критериях. Его примеру последовал «Русский стандарт»: на данной нам недельке будут объявлены результаты тендера, по которому банк также присоединится к Miles & More, сказал его представитель.

У Ситибанка также есть программа Miles & More, говорит Бернер: «Она нацелена на этот же материальный сектор, что и 'Аэрофлот бонус', но мы не рассматриваем эти программы как конкурирующие - их потребители несколько по-разному растрачивают деньги».

Представители Сбербанка, Альфа-банка и «Аэрофлота» от комментариев отказались.