Zurich продала розничный бизнес в России группе «Олма»

О том, что Zurich Insurance Group наняла KPMG для поиска покупателей на СК «Цюрих», стало понятно сначала года. Посреди претендентов были «Альфастрахование», «Ренессанс страхование», СК «Либерти» («дочка» американской Liberty) и «Д2 страхование» банкира Игоря Кима, ведали люди, близкие к сиим компаниям, и остальные участники рынка (представители перечисленных компаний это опровергали). Но в итоге покупателем стал не страховщик, а работающая на фондовом рынке «Олма» - соглашение о этом было подписано вчера. Сумма сделки - 1 миллиардов руб., закрыть ее планируется в III квартале.

Вырученная Zurich за российскую «дочку» сумма несопоставима с размером инвестиций. В апреле 2007 г., на волне подъема экономики и бума на страховом рынке, швейцарская группа купила у Миши Николаева 66% «Насты» за $260 млн, а в ноябре 2008 г. - оставшиеся 34% за $205 млн. Вся компания обошлась в $465 млн и была переименована в СК «Цюрих».

«У нас брутальные и принципиальные цели по развитию бизнеса в России, - говорил “Ведомостям” в 2008 г. гендиректор Zurich Джеймс Широ. - Я желаю, чтоб наша компания заходила в первую пятерку страховщиков по собираемой премии [в следующие 5-10 лет]». Но кризис - сначала падение авто рынка, а с ним и автострахования - спутал швейцарцам все карты.

В 2010 г. Zurich признала, что ее оценка российского страхового рынка оказалась очень оптимистичной. Группа снизила прогноз прибыли российской «дочки», что привело к первому списанию - $104 млн. В 2010-2011 гг. «Цюрих» издержала 878 млн руб. на оптимизацию расходов (число филиалов сократилось с 64 до 37), но, невзирая на приобретенное от акционера финансирование - 2,8 миллиардов руб., убыток группы «Цюрих» за 2011-2012 гг. по МСФО составил 1,9 миллиардов руб., в прошедшем году - 2,2 миллиардов.

По итогам сделки с «Олмой» Zurich получит еще приблизительно $300 млн убытка, сказала компания.

Zurich переоценила инвестиции в «Насту» с 2007 г., «главным образом, в связи с падением курса рубля к баксу, и получила убыток от курсовой различия в $265 млн», объясняются будущие утраты в сообщении группы. Пока это нереализованный убыток, он будет уточнен и учтен при закрытии сделки.

Всего швейцарцы утратили в России выше $800 млн, говорит финансист «дочки» иностранного страховщика: к заплаченным Николаеву $465 млн он добавляет анонсированные $300 млн убытка и убытки за время работы в России, вычитая приблизительно $30 млн, которые заплатит «Олма». Представитель Zurich это не комментирует.

По данным Центробанка, СК «Цюрих» в 2013 г. продала полисов на 8,7 миллиардов руб. (20-е место). Ее розничный портфель - приблизительно из 1,2 млн полисов на 7,1 миллиардов руб., говорится в сообщении компании.

Участники рынка не соображают, для чего «Олма» заплатила за него млрд. «Компания “Олма” учитывает возможную синергию от совместного с СК “Цюрих” бизнеса, а конкретно внедрение клиентских баз обеих компаний, реализации розничных товаров на базе филиальной и агентской сетей», - говорит гендиректор ИФ «Олма» Андрей Белинский, но в чем заключается эта синергия - не разъясняет.

«Мне не понятна логика покупателя», - говорит гендиректор 1-го из больших страховщиков. «Если они надеются улучшить расходы и выплаты и через год-два вывести ее на прибыль - это иллюзия», - уверен директор «Эксперт РА» Павел Самиев. «В данной для нас сделке чрезвычайно трудно оценить стоимость компании, - говорит гендиректор “ВТБ страхования” Геннадий Гальперин. - Портфель СК “Цюрих” убыточен, структура активов, входящих в сделку, не видна, а бренд “Цюрих” навряд ли остается у новейшего обладателя. На страховой рынок России издавна не приходили инвесторы. Вообщем, при сегодняшнем состоянии рынка схожая сделка смотрится неожиданной, в особенности беря во внимание значительную долю автострахования в портфеле».

В 2013 г. Россию покинул иной большой европейский страховщик: структуры пенсионного фонда РЖД «Благосостояние» приобрели российскую «дочку» английской Aviva за $45,5 млн.