Мелисса Хо боялась ездить в Куала-Лумпуре на такси. У местных извозчиков дурная слава. Дескать, они небезопасны, ненадежны, без охоты пользуются счетчиком, предпочитая назначать сумму за поездку по собственному усмотрению. Но на данный момент Хо, которой из-за работы в банке приходится часто бывать в столице Малайзии, тихо заказывает машинку при помощи виджета GrabTaxi, либо, как тут он именуется, MyTeksi. «Прежде можно было верить лишь таксисту, с которым лично знакома либо о котором отлично отзывается сарафанное радио», - говорит Хо. GrabTaxi работает в Юго-Восточной Азии, но схожих ему сервисов много по всему миру. Uber, Lyft, Hailo и остальные дали людям кандидатуру имеющимся и, обычно, хорошо отстаивающим свои права таксомоторным компаниям.
Соперник из Гарварда
Мысль появилась случаем, ведает один из основоположников сервиса и его гендиректор в Малайзии Энтони Тан. Он обучался на курсе МВА в Гарварде, когда один индонезийский студент начал его поддразнивать: «Он говорил: «Твой прадед был водителем такси, дед запускал в Малайзии автозаводы японских компаний, а твоя подруга не может безопасно ездить в такси. Почему бы для тебя не решить эту делему?»
Тан и иной его компаньон по Гарварду, прошлый консультант McKinsey Тан Хои Линг, разработали бизнес-план мобильного приложения, которое впрямую свяжет юзера и водителя такси, сэкономив обоим время, средства и в итоге обеспечив наилучший сервис.
На гарвардском конкурсе бизнес-планов для стартапов они заняли в 2011 г. 2-ое место. Часть стартового капитала предоставил институт, ради иной пришлось опустошить банковский счет Энтони Тана. В июне 2012 г. друзья запустили в Малайзии MyTeksi. С того времени сервис был открыт еще в 5 странах и 14 городках, крайний из которых - столица Индонезии Джакарта.
Друг таксиста
Хотя GrabTaxi берет комиссию с каждого заказа, водителям сервис нравится. Им больше не приходится бесцельно наматывать километры по переполненным машинками улицам.
Тан - представитель третьего поколения одной из самых богатых семей Малайзии. В 32 года его отправили в бизнес-школу Гарварда, чтоб сделать лучше способности управления семейным делом - компанией Tan Chong Motor. Это не только лишь местный производитель каров Nissan, да и один из огромнейших автодилеров страны. Но обучение предпринимательству и беседы с людьми вроде сооснователя YouTube Стива Чена и гуру «бережливого производства» Лина Райса открыли Тану глаза на новейшие способности. К неудовольствию его родственников.
«Моя семья пережила не фаворитные времена, пытаясь осознать, чем все-таки я хочет заняться, и я не виню их, - говорит Тан, потягивая чай с лимоном в отеле в Джакарте. - Почти все ведь так и продолжают говорить, что таксисты очень тупы, что из их никогда не получится вытрясти средства либо что пассажирам не нужен наш сервис».
Как появляются умнейшие идеи для новейшего бизнеса →
Семью волновала и сохранность самого Тана. Все-же сфера перевозок находится под твердым контролем страны, а посреди главных игроков в ней встречаются отставные генералы и бандиты, при этом с неплохими политическими связями. Но опыт работы в семейном бизнесе полностью подготовил Тана к ведению собственного дела в южноазиатских реалиях, где политика и бизнес тесновато взаимосвязаны....