Кабмин дает украинскую ГТС компаниям из ЕС и США

По мнению правительства, это навсегда перекроет для российского «Газпрома» доступ к украинской «трубе» и даже поставит крест на «Южном потоке» - газопроводе, который Россия хочет выстроить по дну Темного моря в обход украинской местности.

Кабмин просит у парламента разрешения реализовать контроль над украинской газотранспортной системой (ГТС) южноамериканским и/либо европейским инвесторам. По мнению правительства, это навсегда перекроет для российского «Газпрома» доступ к украинской «трубе» и даже поставит крест на «Южном потоке» - газопроводе, который Россия хочет выстроить по дну Темного моря в обход украинской местности.

ГТС - на Запад!

Таковым образом украинское правительство пробует, в конце концов, поставить точку в долголетнем поиске инвесторов для модернизации и ремонта украинской ГТС. В среду в Верховную Раду Кабинет министров внес законопроект, который предугадывает совместное с личными иностранными инвесторами управление системой хранения и транспортировки газа. В документе сказано, что функции оператора единой газотранспортной системы могут быть закреплены за компанией, в какой государству Украина будет принадлежать более 51% акций, тогда как обладателями других могут быть резиденты, учрежденные компаниями и структурами из государств Евросоюза либо США.

«Это прямое ограничение конкуренции и может повлечь претензии ВТО к Украине», - считает Дмитрий Марунич

«Учредитель и собственник компании, на которое возложены функции оператора Единой газотранспортной системы, обязаны иметь значимый опыт управления ГТС на южноамериканском либо европейском рынке», - такое требование к будущим партнерам содержится в законопроекте. Подобные предложения по вхождению иностранных резидентов касаются и управления подземными хранилищами газа (ПХГ). Напомним, не так давно Кабмин решил поделить оператора украинской ГТС - компанию «Укртрансгаз» на две: 1-ая будет заниматься газопроводами, 2-ая - газовыми хранилищами.

Шире круг

Невооруженным глазом видно, что в законопроекте заложена юридическая мина не такового уж и медленного действия. Ограничивая круг возможных соинвесторов компании по управлению ГТС, Кабинет министров делает дискриминационные условия для всех, кто не включен в узенький круг. «Это прямое ограничение конкуренции и может повлечь претензии ВТО к Украине», - считает сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. При этом посреди таковых невошедших могут быть структуры, готовые вкладывать немалые средства в наши трубопроводы и также имеющие обеспеченный опыт работы на газотранспортном рынке.

К примеру, генеральный директор Центра исследований энергетики Александр Харченко считает, что правильнее было бы расширить перечень субъектов, которые могут получить доступ к украинской ГТС, за счет компаний из Арабских Эмиратов, Стране восходящего солнца, Китая. «Евро­пейские компании лучше знают ситуацию на месте, но этот бизнес будет увлекателен хоть какой большой нефтегазовой компании, ведь идет речь о том, чтоб управлять одними из огромнейших в мире газовыми хранилищами и большущим делом по транспортировке газа», - выделил он.

По мнению Марунича, потенциально энтузиазм к украинским ПХГ мог бы проявить Азербайджан, да и он не подпадает под действие закона.

Против «Газпрома»

В число претендентов на роль в укра­инской ГТС не попадает и "Газпром", что пришлось не по душе управлению компании и российским чиновникам. По мнению министерства иностранных дел РФ, будущее украинской ГТС не может решаться без российского монополиста. «Мы издавна давали украинской стороне побеседовать о дилеммах ГТС, при этом и в тройственном формате 'Россия - Украина - ЕС', но Еврокомиссия посчитала, что этот вопросец будет касаться лишь отношений Украины и ЕС. Уверен, без российского роли такие вопросцы просто по определению не могут решаться», - заявил вчера официальный дилер МИД России Александр Лукашевич.

По сути документ не попросту не учел интересов и влияния «Газпрома», а прямо ориентирован против данной компании. «Этот законопроект развеивает все иллюзии 'Газпрома' о том, что он может еще какието парт­нерские дела выстроить с Украиной в отношении транзита», - произнес он.

Пока россияне отправь на обострение конфликта. Вчера стало понятно, что "Газпром экспорт", осуществляющий экспорт российского газа, желает порвать контракт, по которому Украина компенсирует дневные колебания употребления газа в Европе, подавая по мере необходимости в ЕС газ из украинских ПХГ. По мнению президента Центра глобалистики «Стратегия-XXI» Миши Гончара, сейчас Украина будет обязана (в случае перебоев с поставками) подавать в Европу собственный газ без компенсации со стороны «Газ­прома» (как это предугадывает разрываемый контракт), в неприятном случае ее могут обвинить в краже горючего.

Глобальный план

По мнению Арсения Яценюка, который уверял вчера депутатов разглядеть закон, разрешающий роль иностранных компаний в бизнесе по хранению и транспортировке газа, это обязано сделать нецелесообразным стройку «Газпромом» газопровода в обход Украины. «Это дает нам возможность приостановить стройку 'Южного потока' и навести все объемы, которые планировались по »Южному сгустку", через украинскую газотранспортную систему, потому что в этом будут сначала заинтересованы страны - члены ЕС", - отметил премьер. Но его точку зрения разделяют не все. Марунич считает, что "Газпром" не будет заинтересован в продаже газа комулибо в Украине либо в Восточной Европе, прибегая к услугам новосозданной компании, контролирующей украинские ПХГ. «Это будет на руку экономике этого совместного компании. Потому 'Газпром' все равно будет строить 'Южный поток', и Евросоюз не сумеет ему это запретить», - заверил он.

Премьер-министру вчера стоило больших трудов уверить парламентариев: два голосования по этому вопросцу были провалены и только с третьей пробы, опосля того как Яценюк по­обещал, что парламент воспримет роль в утверждении кандидатур иностранных партнеров, документ был включен в повестку дня текущей сессии.