Баффетт просмотрел, как веб изменит розничный бизнес

Berkshire принадлежит девять ритейлеров, в том числе производитель шоколадных конфет See’s Candies, ювелирная компания Ben Bridge Jeweler и торговец мебели Nebraska Furniture Mart. Это прибыльные активы, и потому они не нередко оказываются в поле зрения аналитиков. Но Баффетт и его ближний соратник Чарли Мангер (заместитель председателя совета директоров Berkshire) уже много лет жалуются на неудачи в ритейле.

На данный момент они сокрушаются, что интернет-магазины конструктивно меняют привычки потребителей. «Новые технологии будут чрезвычайно разрушительны, и для ритейла они представляют больше всего опасностей», - говорил Мангер на майском собрании акционеров Berkshire. Ритейлеры зарабатывают только 2% доходов Berkshire ($182 миллиардов в 2013 г.).

Розничный бизнес тяжелый, так как привычки покупателей и каналы продаж повсевременно изменяются и бизнес не может удержать конкурентноспособное преимущество, говорит Баффетт. На данный момент основной соперник ритейлеров - веб. Баффетт, возможно, не ждал «сейсмических конфигураций в технологиях», отмечает доктор денег Института Мэриленда Дэвид Кэсс.

Баффетт не жалеет похвал тому, кто впору сообразил, как веб изменит розницу. Наилучшим гендиректором в США он считает управляющего Amazon.com Джеффа Безоса, которого именует «возмутительно умным».

«Мы смотрим на то, как покупатели желают делать покупки: онлайн, забирать заказ в магазине либо заказать доставку», - отмечает гендиректор See’s Candies Брэд Кинстлер. По его словам, только 5% продаж See’s Candies ($400 млн) приходится на электронную коммерцию, но эта толика быстро растет. В 2015 г. компания запускает новейшую версию веб-сайта. Ben Bridge Jeweler, почувствовав, что покупателей в магазинах становится меньше, тоже меняет рекламную стратегию в пользу веба, отмечает ее согендиректор Эд Бридж.

В 2007 г. восемь розничных компаний Berkshire заработали $274 млн прибыли при $3,4 миллиардов продаж, в 2012 г. - $306 млн при $3,7 миллиардов. Рост произошел благодаря покупке в 2012 г. Oriental Trading, продающую с дисконтом продукты для вечеринок. Хороший доход принесли акции Wal-Mart Stores и Costco Wholesale, у английского ритейлера Tesco дела идут ужаснее, и Berkshire уменьшила долю в его капитале.

Относительно хорошо дела обстоят у брендов, торгующих продуктами для дома, - Nebraska Furniture Mart, R.C. Willey, Star Furniture и Jordan’s. Реализации Nebraska Furniture Mart в 2013 г. составили $900 млн (+12,5%). Им придется столкнуться с онлайн-конкурентами через 10-15 лет, считает аналитик ISI Group Мэтт Макгинли.

WSJ, 17.07.2014, Татьяна Бочкарева